Главная / Публикации / №3 Август 2011 / Илья Журавлев: "Анусара йога." Беседа с Йонасом Уэстрингом в Чианг Мае (Тайланд)

Илья Журавлев: "Анусара йога." Беседа с Йонасом Уэстрингом в Чианг Мае (Тайланд)

Илья: Йонас, как вы начали практиковать йогу? Помните свое первое занятие?

Йонас: Я начну с самого начала. Я отлично помню первое занятие по йоге, потому что это был четырнадцатидневный ретрит в Скандинавской школе йоги в Швеции. Это непосредственно прямая линия Бихарской школы йоги. Я закончил этот двухнедельный курс в ашраме, когда мне было девятнадцать лет. С этого я начал, с тех пор было много различных стилей йоги, различных периодов в моей жизни, когда я открывал для себя различные типы йогических практик, но изначально я был воспитан в духе классического подхода Бихарской школы.

Илья: Помните свои первые впечатления, первую в жизни практику йоги?

Йонас: Те две недели были для меня как одна практика. Это был первый опыт и очень основательный! Когда ретрит закончился, я почувствовал, что совершенно изменился. Я по-новому стал ощущать себя, изменилось представление о себе и мире вокруг меня. Для меня открылись новые двери.

Илья: Какие практики вы делали? Медитации, асаны, пранаямы?

Йонас: Я думаю, что и в настоящее время программа обучения в Скандинавской Школе Йоги осталась прежней. Думаю, они ничего не изменили. В основе программы лежат крийя и тантра йога со множеством техник крийя и медитаций, пранаямами, глубокой практикой йога нидры и, конечно, классическими асанами.

Илья: Асаны давались в стиле Шивананда йоги?

Йонас: Да, в той же линии преемственности. Вместо детального акцента на физическом построении поз, акцент делается на тонком теле. Дается немного информации о биомеханике йоги. Но я считаю сильной стороной их практики техники визуализации, медитации, крийи, пранаяму, внутреннюю работу, шаткармы, шанкпракшалану (очищение соленой водой). Это такой «хардкор» классических практик йоги, которые нечасто встретишь в современной йога-среде, но в Индии они по-прежнему живы и используются.

Илья: Да, для Индии это обычные практики, но в западных йога центрах редко можно найти учителей, которые могут обучить этим практикам.

Йонас: Это правда. Но Бихарская школа йоги обучает классической йоге, часто называемой Сатьянанда йога, у них много центров во всем мире. Мой первый учитель, Свами Джанакананда Сарасвати, датский йогин, обучался у Свами Сатьянанды около двух лет, после этого вернулся и основал Скандинавскую Школу Йоги в 1970 году, сорок лет назад. И он по-прежнему руководит многими отделениями школы в Скандинавии, а также в Германии и Франции.

Илья: В каком году вы там были?

Йонас: Это было в 1981, мне тогда было девятнадцать. В то время йогой увлекались лишь «странные» люди.

Илья: Йога была популярна в Швеции?

Йонас: Вообще не была популярна, очень мало кому йога была интересна, а особенно очень традиционная йога. Все учителя, как Свами, носили оранжевые одежды. Сейчас совсем все по-другому, прошло почти тридцать лет. Йога меняется в современном мире. Я много лет практиковал Сатьянанда йогу, а затем в 1995 году переехал в Соединенные Штаты. Это просто большой йога «буфет». Йога стала популярной в США и во всем мире в середине девяностых, это было самое начало йога-бума. Там было представлено на выбор множество стилей йоги, и была возможность изучать различные типы йоги. Я целый год жил в Крипалу центре, там была возможность заниматься различными стилями йоги, там я встретил Джона Френда и познакомился с Анусара йогой, а также с другими учителями и стилями. Мне довелось общаться со многими компетентными учителями и я учился различным подходам, включая Аштанга виньясу, Айенгар йогу, Дживамукти, Виньяса, Крипалу, Шивананда и др. Таким образом, предлагалось много различных практик, но в течение последних одиннадцати лет мое внимание занимает Анусара йога.

Илья: Джон Френд изначально был преподавателем йоги Айенгара, а в последствии создал собственный стиль.

Йонас: Да, это верно.

Илья: В 1995 году Анусара йога уже была отдельным стилем?

Йонас: Нет, Анусара началась в 1997. Джон Френд был последователем Йоги Айенгара и их сертификационного комитета, таким образом, он довольно глубоко был в этой системе йоги. Но, как обычно происходит, некоторым нужно идти своим путем. Он вынес огромное количесто знаний из системы Айенгара, но на некоторые вещи у него был свой взгляд, и с некоторыми вещами он не был согласен. Ему показалось более целесообразным создать свою собственную систему, вместо того, чтобы пытаться менять систему, в которой он находился. Это дало ему полную свободу создать то, что он хотел, это было в 1997 году, четырнадцать лет назад.

Илья: Давайте поговорим о том, как йогу понимают на западе и на востоке. Что вы думаете о западной идее прогресса, создания чего-то более нового, более эффективного, и восточной идее сохранить традицию, сохранять практику без изменений на протяжении сотен лет... Создание новых систем вместо традиционных линий преемственности некоторым кажется деградацией йоги, другие называют это развитием.

Йонас: Хорошо подмечено, мне нравится. Как нам видится, с позиции Агнусара йоги, классические системы йоги вертикальны. У них есть учитель, гуру, свами, собственная философия, доктрина, основатель, который может быть жив, или который умер уже очень давно. Независимо от этого, это вертикальные системы. Эти системы ориентированы на руководителя, управляются сверху и очень мощные, но все остальное находится внизу этой вертикали. Это традиционная индийская парадигма Гуру-ученик.

Илья: Парампара.

Йонас: Да, именно. В Анусаре, наоборот, мы считаем, что это горизонтальная система. У нас нет иерархии, которая характерна для традиционных индийских систем. Мы используем более современный (западный) подход создания равенства между людьми. Я часто занимаю место учителя, но всегда помню, что я ученик и всегда останусь учеником йоги. Таким образом, мы постоянно меняем свои роли «учитель – ученик», а в традиционных системах учитель всегда является учителем. Он исполняет свою роль и может не признавать равенства с учеником. В Анусара йоге различные преподаватели занимают место учителя в разное время. Так что здесь больше равенства и это более современный путь применения йоги в 2011 году. Это происходит повсеместно. Анусара йога распространяется по всей планете и проникает в различные культуры, даже здесь в Азии. Особенно здесь, в Азии, это происходит довольно интересно, поскольку люди привыкли к вертикальной системе. Образовательные системы во всей Азии основаны на иерархическом типе. Мы же не ставим учителя так высоко, как это часто принято в классических школах йоги.

Илья: Но все же некоторая вертикальная система существует, если Джон Френд является основателем, который контролирует систему сертификации, который оценивает степень квалификации учителей...

Йонас: Конечно, Джон Френд по-прежнему главный, президент и основатель организации, и естественно он принимает множество важных решений. Но также существует сертификационный комитет, научный комитет и так далее, которые участвуют в принятии решений совместно и под руководством Джона Френда... Я не знаю наверняка сколько людей работает в офисе Анусары, возможно, 15 или 20, многие сертифицированные учителя участвуют в работе комитетов, принимают решения на определенном уровне. Но, безусловно, есть основатель и все происходит в основном так, как ему это представляется. Но что интересно в Анусаре, с развитием системы и ее распространением по всему миру, она принимает новые формы, растет и изменяется. То есть система постоянно адаптируется в соответствии с эволюцией йоги в современном мире, происходит эволюции собственно системы Анусара йоги. Это большое отличие от классических направлений йоги, которые по-старомодному довольно фиксированы, из-за чего они легко могут становиться догматичными. А в современной системе меньше догм и фиксированности. Я думаю, что и у классического и у современного подходов есть свои плюсы и минусы, и не значит, что что-то лучше или хуже. Мы стараемся наилучшим образом применять, преподавать и практиковать йогу на эффективном практическом уровне. В настоящее время во всем мире, особенно на западе, проводится очень много обучающих программ по подготовке учителей.

Илья: Иногда кажется, что учителей уже больше, чем учеников.

Йонас: Да, порой человек побывал лишь на нескольких занятиях и решил изменить свою жизнь, сделать новую карьеру, и вот ему сразу же предлагают двухсотчасовой сертификационный курс. Студенты с небольшой базой знаний могут пройти эти курсы и стать преподавателем, сертифицированным Йога Альянсом. Это становится большой индустрией.

Илья: В некоторых популярных школах, как например йога Айенгара или Аштанга-виньяса существуют определенные фиксированные последовательности асан. А как в Анусара йоге – вы придерживаетесь фиксированных последовательностей или можете изменять их по желанию?

Йонас: Вся система Анусара йоги основана на принципах. У нас тоже есть принцип последовательности. Есть определенная прогрессия и существует схема как строится эффективная практика йоги. Я отношусь к этому как к музыкальной игре. Ты играешь по нотам. Если тебе понятны принципы музыки и ты умеешь играть, ты можешь играть джэм с любым музыкантом, как в блюзе или джазе. Это выглядит примерно так. То есть имеется схема, мы знаем, где начать, мы знаем, где закончить. Что будет происходить между, мы можем даже не знать наверняка. То есть между началом и завершением много места для творчества. Когда я преподаю, я отвечаю за то, что вижу, и нахожусь в настоящем, в том, что я наблюдаю, что чувствую каждый момент. Я должеи уметь эффективно и быстро реагировать на свою группу, своих учеников. Я должен видеть, на каком уровне они находятся, уметь видеть, что происходит с энергией в каждый момент. И нужно быть всегда начеку и в состоянии немедленно что-то изменить в потоке занятия.

Анусара йога балансирует противоположности. Должен сказать, что основными противоположностями, с которыми работает Анусара, являются стабильность и свобода. Мы работаем с ними в асанах, говорим о стабильности и свободе тела, о том, что нужно создать между ними баланс. Вся система Анусара йоги, ее методология касаются создания баланса между стабильностью и свободой. Должно быть что-то достаточно устойчивое и четкое, чтобы не было сомнений в том, что мы делаем, и в то же время должно быть много простора для творчества, чтобы избежать привязывания к догмам. Это то самое, что дает стимул преподавать эту систему, быть внутри нее. Здесь много места для творчества. И в то же время творчества не слишком много. Нужно знать методику, философию так хорошо, чтобы можно было свободно и творчески чувствовать себя, находясь в рамках философии и методики Анусара йоги. В основе философии лежит учение тантры.

Илья: С традиционной точки зрения индийская тантра это вид духовной практики, которая в основном связана с шактистской ветвью индуизма, и некоторыми линиями, почитающими различные формы Богини. У Анусары есть связь с какой-то тантрической линией преемственности?

Йонас: Похоже, в нашем случае появляется своя. За четырнадцать лет существования Анусары философия почти не изменилась, но в тоже время идет ее развитие. Джон использует широкий взгляд на тантру. Он не закреплен четко, в отличие от признанных школ тантры. Существует несколько конкретных традиционных тантрических школ, таких как Трика, основанная Абхинавагуптой, есть также кашмирский шиваизм и еще тантрическая традиция, почитающая Богиню на юге Индии. Это основные направления тантры. Вместо того, чтобы следовать какой-то одной из уже существующих школ тантры, Анусара создает новую форму, основанную на тантрической философии, которую использует, но применяет по-новому, более адаптированным образом, подходящим современному человеку в современном обществе, для человека, живущего обычной жизнью в этом мире. То есть здесь нет крайностей. А для тех, кто более глубоко интересуется философией, существует ряд знающих учителей тантрической философии, сторонников системы Анусара, с кем они могут заниматься индивидуально.

Илья: А это индийские или западные учителя?

Йонас: Все западные, большинство из них имеют докторские степени в сравнительном религоведении, или профессора различных университетов в США, имеющие многолетний опыт в опыт в сфере духовности и йоги. Таким образом, эти несколько квалифицированных преподавателей, которые также являются учителями Джона Френда, обеспечивают четкую тантрическую основу всей философии Анусара йоги. Среди них Пол Мюллер Ортега, Дуглас Брукс, Карлос Помеда, Билл Махоней и Салли Кэмптон, и многие другие. То есть речь идет о более простой форме тантры, не экстремальной. Одна из идей философии Анусара йоги – жизнеутверждение. Мы стараемся понять, что вдохновляет людей, что дает им жизненный подъем, словом, мы хотим, чтобы после занятий люди думали о себе лучше, чем до прихода к нам. Мы создаем сообщество, в большинстве классов проводим работу с партнером, для того, чтобы люди общались и наслаждались собой. Мы говорим, что две высшие цели практики йоги это Чит - сила осознания себя и окружаещего мира, и Ананда - сила радости и экстаза. Если это не достигается, значит в действительности йога не работает. Если к вам не приходит больше общей осознанности, если вы не чувствуете себя более счастливым от занятий йоги, возможно, вам нужно поискать что-то другое. Или попробуйте иначе построить свою практику. На определенном уровне это самая основная философия. Система Анусара йоги очень доступная, мы можем быстро освоить пять принципов, а затем, когда продолжаем их применять, идем глубже, и еще глубже узнаем эти же пять принципов.

Илья: Что это за пять принципов?

Йонас: Это пять универсальных принципов построения. Первый – «основа и проявление изящеста». Второй – «мышечная энергия», третий – «внутренняя спираль», червертый – «внешняя спираль» и пятый – «органичная энергия». Могу рассказать, о чем каждый из них. Вкратце, первый принцип «основа и проявление изящеста». Основа на самом физическом уровне означает, как мы располагаем части тела, касающиеся коврика. В стоячих позах – положение стоп, в стойках на руках – положение кистей рук, в сидячих позах - положение таза и ног, здесь нет компромиссов. Часто происходит, что вы принимаете ту или иную позу, игнорируя ее основу, например, можете поставить стопы, оптимально их не развернув. Мы же обращаем на это внимание и закладываем основу аккуратно и тщательно, мы знаем наверняка, что нам нужно, это часть системы. Это первый момент, здесь все должно быть четко. Если вы теряете основу, выстраивая позу, это сравнимо с тем, чтобы заложить некачественный фундамент при строительстве дома. Если фундамент неровный, обязательно произойдет что-то незапланированное. Здесь та же идея. Другой аспект первого принципа называется «проявление изящества». Это сложнее объяснить. На самом деле это означает открыть себя для чего-то большего, чем наша ограниченная индивидуальность. Можно назвать это Вселенной. Бесконечным Небом. Отбросить ограничения, в которые мы себя ставим. Открыться возможности, что в любой момент может произойти все, что угодно. Стать таким же открытым, как небо. Это очень открытое мягкое качество. Если обратиться сразу ко второму принципу, применить мышечную энергию и привлекать энергию вовнутрь, есть вероятность, что на каком-то уровне возникнет блок. Поэтому мы начинаем с открытого, мягкого отношения. Открываемся возможности, что нечто необычное может произойти в любой момент.

Илья: Можно ли сравнить это с Бхакти в индийской традиции?

Йонас: В этом есть некоторые элементы бхакти. Но это истинный тантрический взгляд, открываться всему. Расширить и растворить ограничения и границы.

Илья: Без какой либо связи с некой формой божества, просто стать открытым для Вселенной? Это так воспринимается?

Йонас: Это может быть очень индивидуальным. Разными людьми это может восприниматься по-разному. Если вам нравится использовать слово Бог, можете его использовать. Если не нравится, говорите «Бесконечное небо», «Природа» или что-то такое, от чего у вас захватывает дух, когда вы думаете об этом. Выйдите ночью посмотреть на звезды. Если вы чувствительны, вас это тронет, и унесет куда-нибудь ваши мысли и чувства. Вы откроете рот в изумлении: Вау! Вот это да! Мы хотим напомнить нашим студентам о магии жизни. В суете дел и безумии современного мира мы забываем о том, какая жизнь удивительная. Вот это и есть первый принцип «основа и проявление изящеста». Так мы начинаем: закладываем основу и на физическом уровне и на уровне мировоззренческом, духовном. Затем идет «мышечная энергия» - направление энергии вовнутрь. Здесь есть специфические компоненты, но давайте не будем углубляться, это технические подробности и их лучше опробовать на классе. Но означает это направлять энергию вовнутрь, к центру, к средней линии.

Илья: Это более близко к подходу Айенгара?

Йонас: И да и нет. А йоге Айенгара это тоже используется, но не как принцип. Они делают определенные вещи, например, «поднятие коленных чашечек» или что-то еще очень конкретное. Мы применяем это в целом, на уровне всего тела. У нас есть четкие точки концентрации, куда мы стягиваем энергию, направляем ее. Это второй принцип «мышечной энергии». Мы интегрируем, стягиваем, укрепляем, нам становится более ясно, где находятся все части нас, кто мы есть на самом деле. А затем начинаются принципы совершенствования, основные называются спиралями. Первая «внутренняя спираль» означает расширение, открытие. Освобождающая, расширяющаяся спираль, направленая от земли к небу. После этого для создания баланса мы применяем «внешнюю спираль». Это проявляющая, укореняющая спираль, направленная от неба к земле. В основном они применимы к бедрам и плечам. И последнее – «органичная энергия», прямо противоположная мышечной энергии. Внешняя и внутренняя спирали – противоположные, взаимодополняющие силы, которые друг друга уравновешивают. Принципы мышечной и органичной энергии тоже взаимодополняющие силы. В начале мы направляем энергию к центру, а в конце она распространяется вовне. Из центра – сияйте, распространяйте, светите. Вибрируйте всей энергией, собранной в центре. Это все пять принципов Анусара йоги. Им очень легко обучать людей и очень быстро. Я занимаюсь этим уже десять лет и по-прежнему чувствую, как они продолжают раскрываться. Они проявляются все более мощно. И они применимы не только к практике асан, они переносятся в жизнь и это делает их такими реально интересными. То, что мы делаем на коврике - замечательно, превосходно, но если это не влияет и не переносится на остальную часть жизни, это ограниченная практика.

Эти пять принципов переносятся в жизнь, и сквозь их призму можно иначе взглянуть на различные ситуации. Вот таким образом работает система Анусары. Вместо множества различных деталей у нас есть общая схема, основные принципы, но также есть многие частности и подпринципы. Семь дуг относятся к принципам второго уровня. Это все касается совершенствования построения физического и энергетического тел. Есть еще и другие подпринципы. Мы всегда начинаем с пяти основных принципов, а затем движемся дальше к остальным.

Илья: Вы учите каким-то другим практикам?

Йонас: Анусара йога очень открыта для этого. В Анусара йоге, конечно же, приветствуется, когда учитель вносит другие аспекты йоги, или смежные практики в схему философии и методики системы. Если эти практики хорошо освоены учителем и соответствуют пяти принципам, их можно использовать. К сожалению, в большинстве направлений йоги в настоящее время очень много внимания уделяется лишь асанам. Поскольку это интересует людей в первую очередь, мы даем им то, чего они ожидают. А потом мы пытаемся дать им то, что им необходимо. Они могут и не знать, что им необходимо. С точки зрения йоги им нужно стать более цельными и сбалансированными. Я даю им немного медитации, пранаям и мантр, и некоторые другие практики. Но не так много, как в классических стилях йоги, к примеру, как в стиле Бихарской школы, в которой я практиковал до этого. Но в практику я могу вносить то, чему научился в Бихарской школе йоги и обучать этому в контексте Анусара йоги. Это допустимо.

Илья: То есть учитель может использовать собственный опыт?

Йонас: Да, может. Но делать это нужно с умом. На получение сертификации в Анусара йоге уходит много времени. Джон Френд и сертификационный комитет оценивают, насколько преподаватель понимает систему Анусара йоги, насколько много пространства предоставляет ученикам и как применяет целостность системы. И для творчества остается много места. Это очень сбалансированный поход. Я не встречал системы, где было бы столько свободы, как в Анусаре, но чем больше свободы, тем жестче должна быть система. Если далеко уйдете в свое творчество, вы будете преподавать уже не Анусара йогу. Если, например, я даю пранаяму, я использую принцип Анусара йоги, принцип выравнивания, который касается положения тела во время пранаямы. Используйте дугу плеч и головы, примените принципы и подпринципы, как например, Яркое Тело - существует несколько таких концепций, очень понятных. Если мы сначала применяем их, после этого можно приступать к объяснению классической пранаямы. Если кто-то из наших преподавателей специализируется в Аюрведе, они могут использовать элементы аюрведы, включая их в преподавание Анусары, так что есть место для всего. Можно совместно заниматься творчеством с другими учителями других специальностей. Часто используется живая музыка: киртан, классическая индийская, фьюжн и пр. Любая музыка, которая вписывается в практику асан. Джон Френд часто использовал музыку – Кришна Даса и многих других хорошо известных исполнителей мантр и киртанов.

Илья: Это что-то вроде западного типа Бхакти?

Йонас: Именно, хотя это больше похоже на духовный рок-н-рол. Мы собираем людей вместе, вдохновляем их, поем и повторяем мантры вместе. Хороший исполнитель киртанов может рассказать замечательные истории в промежутке между пением, что вносит в практику больше содержания. Вибрация обладает собственной силой.

Илья: А вы изучаете классические тексты в Анусаре?

Йонас: Очень важна Бхагавад Гита. Мы изучаем Йога Сутры, отдельные сутры, наиболее соотносимые с системой. А также Шива Сутры. Если вы занимаетесь с Полом Мюллер-Ортега, он наверняка будет давать вам Шива Сутры. Есть и другие традиционные тексты. Это более высокий и глубокий уровень системы, который не обязателен, но существует. Для обучения учителей в Анусаре есть специальные учебные матералы. Отдельный учебник есть по Углубленной Программе (Immersion Programm). Можно изучать любые классические тексты, если включить их в контекст и видение Анусара йоги, тогда они становятся ценными. Это целый процесс, мы берем что-то, извлекаем для себя значимое, и затем, через преподавание доносим это до учеников. Другой текст – Спанда Карика. Спанда – ключевая концепция Анусара йоги. Пульсация и вибрация. Да, может показаться сложным, но мы опять сначала делаем это простым и доступным. Мы берем самое главное и пытаемся раскрыть суть своим ученикам, чтобы для них это стало значимым. Концепция говорит о том, как все пульсирует, пульсация сердца, пульсация дыхания, желез и органов, как пульсирует каждая клеточка тела. Звезды на небе пульсируют, и эта пульсация присутствует во всем живом. Когда мы больше соприкасаемся с вибрацией или пульсацией, мы чувствуем себя более живыми. Чувствуем себя более цельными. Мы становимся более чувствительными к этой пульсации энергии, которая повсюду окружает нас. Она действительно исходит от единого пульсирующего Духа, одной сущности.

Снова возвращаясь к Единому, вам не обязательно называть это Богом, назовите это Абсолютом, Вселенной, Энергией, Природой, а если нравится, можете говорить – Бог. Оно может включать в себя всех богов и богинь индуистской мифологической системы. Это происходит и в Анусаре. Существует много учений о различных божествах. Это дело предпочтений. Я никогда не буду учить тому, что не основано на моем личном опыте., а поэтому нереально для меня. Многие могут получать информацию и делиться ею с другими, это замечательно. Я же воспринимаю свое преподавание очень просто, я даю только то, что основано на моем личном опыте, это имеет значение. Я думаю, это моя особенность.

И я считаю, что хорошее преподавание должно быть таким. Быть аутентичным и реальным, и чтобы ученики могли чувствовать эту аутентичность. Для меня чем более базовое, тем лучше. Реально обоснованное аутентичное учение очень мощно. А затем, если у людей интерес и склонность к философии, они могут глубоко начать изучать сложные тексты. Анусара должна быть доступной каждому. Не должно быть так: о, это очень сложная система, глубоко философская со странным тантрическим подходом. Она должна быть доступна. Мы приглашаем всех, приходите и практикуйте с нами. Может кому-то не нравится то, что мы делаем. Мы не миссионеры, мы не желаем ничего навязывать, мы лишь пытаемся создать хорошую вибрацию в мире. И делая это, мы получаем удовольствие.

Илья: Ваше мнение о питании йогов?

Йонас: В Анусара йоге нет руководства по питанию, по выбору еды, диете. Напротив, в этом отношении она совершенно свободна и открыта. Безусловно, я экспериментировал с собственной диетой, еда это всегда тема очень популярная. Люди питаются по-разному в разных культурах и климатических условиях. Если хотите заняться сыроедением, вам лучше не жить в Стокгольме или в Москве. Лучше на Гавайях или в Чианг Мае, здесь климат более подходит для сыроедения. Люди начинают придерживаться правил в еде по культурным, этическим или каким-то другим соображениям, или ради заботы о здоровье. Если взять какую-то сложившуюся ситему питания и перенести ее в какую-нибудь другую часть мира, она, вероятнее всего, не приживется. Я вырос на молочных продуктах. В северной Европе, в Скандинавии, мы едим молочные продукты, как безумные. Если я поеду в Японию, я не буду вообще есть молочного, я стану питаться макробиотически. В Индии тоже много молока, коровьего, корова у них священное животное. В общем для меня молочные продукты составляют часть моего рациона. Я на них вырос. Это не значит, что я не могу от них отказаться - могу, если захочу. То есть это зависит от личного выбора. Я не считаю, и Анусара не предписывает, что мы должны быть вегетарианцами, к примеру. У нас нет такой системы взглядов, которая рассматривает вегетарианство как необходимость для собственного очищения. Учитывая ямы и ниямы, в дисскусию могут вклиниться такие аспекты как ахимса и непричинение вреда. Да, это часть йогической системы, но в то же время мы хотим быть практичными, в наши дни мы должны быть практичными. Жизнь это сложный удивительный комплекс, нам приходится принимать миллионы решений. Мы растем, принимая в пищу что, что растет в том месте, где мы живем. Это натуральная диета. Часть нашей природы. Это не поддается сомнению. Проблема на западе в том, что у нас нет больше четких приверженностей, а информации и пропаганды множество. Людям нужно поэкспериментировать, понять, что это такое - есть мясо каждый день, и что такое не есть мясо совсем. Нужно открыться для изменений и попробовать разные варианты. Мое личное мнение, много интересной информации содержится в аюрведической системе питания. Но иногда она очень привязана к особенностям индийской культуры, и полностью нами не принимается.

Я думаю, что динамическая идея аюрведы очень хороша - то, что разным людям нужно разное, исходя из их конституции. Аюрведа – сестра йоги. Я рекомендую йогам обратить внимание на аюрведу, но не воспринимать ее буквально. Выделите из аюрведы несколько идей, посмотрите, что верно, что хорошо. Последний раз, когда я был в Индии, я был в Ришикеше, и обратился к одному аюрведическому доктору за консультацией. Он уставился в мои глаза и сказал: «Ты на 90% вата. Я хочу чтобы ты 21 день делал клизму из козьего молока.» Я ответил: «Нет, спасибо. Не думаю, что мне это требуется.» Вот такой у него был подход. Очень прямолинейный, как у индусов. Это замечательно, нам это нравится, но мы знаем себя лучше, чем доктор, с которым мы знакомы пять минут. То есть диета особо не обсуждается в Анусара йоге. Это часть западной эволюции йоги, поддержание баланса и здоровья. Люди должны сами выбрать свой путь. Выбор за ними!

Илья: Какие книги вам нравятся, музыка, личные увлечения, касающиеся не только йоги, а в целом?

Йонас: Я играю на гитаре. У меня здесь с собой есть пара гитар, мне нравится играть. Нравится слушать классическую индийскую музыку, медитативную, трансцендентальную. Ситар, раги, Друпал – медленные, очень медитативные. Еще я слушаю различную фолк-музыку и музыку 60-70х. Читаю много книг по йоге. Но также нравится читать что-то менее специфическое. Последние книги, что я прочел – трилогия «Миллениум». Они стали очень популярны в прошлом году, возможно, они вам попадались. Написал шведский автор Стейг Ларссон: «Девочка с татуировкой дракона» или «Девочка, которая играла с огнем». Это трилогия. Три книги. Автор умер прежде, чем его книги были опубликованы, от сердерчного приступа, ему было все пятьдесят лет. Он стал вторым наиболее продаваемым автором в мире.

Илья: В России очень популярны книги Астрид Линдгрен про Карлсона.

Йонас: Я на них вырос, конечно же.